ДОМАШКА ПО ЛИТ-РЕ ГРУЗИМ

Что автор хотел сказать своим произведением? Пять русских фильмов, которые никто не понял

Опубликовано От admin

В этой подборке пять амбициозных русских фильмов, которые недавно шли на большом экране, включая и «Жертвоприношение» Андрея Тарковского. Ведь не смотря на эмиграцию и скандинавские пейзажи Тарковский все же русский режиссер, пожалуй, максимально русский. А фильм, отреставрированный Шведским институтом кинематографии, в мае пошёл в повторный прокат в 40 городах нашей необъятной. Но начнем мы не с него.

#1. Человек, который удивил всех.

Вышел в России в октябре 2018 года. Кассовые сборы 7.4 млн рублей. 26.6 тысяч зрителей. Рейтинг КиноПоиска 6.8.

Постер фильма Человек, который удивил всех, источник КиноПоиск

Это четвертая режиссерская работа тандема Меркулова/Чупов. Первый их совместный фильм — Интимные места, также дуэт известен написанием сценариев к таким хитам российского проката, как Гоголь и Салют 7. «Человек» вышел в российский прокат всего в 60 копиях, поэтому не удивительно, что за все время он собрал в 2 раза меньше денег, чем Т-34 (просто пример) за первые выходные. И народ не пошёл и копий очень мало.

Кадр из фильма Человек, который удивил всех, источник КиноПоиск

Вероятно илюзий на счёт окупаемости не было и у создателей. Кино 100% фестивальное, но и тут при очень хороших отзывах критиков и прессы, больших побед нет. Из Венеции Наталья Кудряшова привезла приз за лучшую женскую роль, но не в основной программе, а в секции «Горизонты». Она и правда очень хороша и награда заслужена полностью. Есть ещё участие в нескольких форумах, например победа в фестивале российского кино во Франции.

Кадр из фильма Человек, который удивил всех, источник КиноПоиск

В России, на Нике Юрий Кузнецов стал лучшим актером второго плана, а Евгений Цыганов получил статуэтку за лучшую мужскую роль. Вот и все, если не считать аналогичную награду Цыганова с пензенского кинофестиваля.

Кадр из фильма Человек, который удивил всех, источник КиноПоиск

Теперь о самом фильме. «Человек» действительно смог удивить. Удивить в хорошем смысле слова. Гиперреалистичная картинка русской депрессивной глуши в середине фильма после распития водки с шаманкой и беседы про «хитрожопенького» эпического селезня Дамбу превращается полный сюр. За которым наблюдаешь с отчаяньем , страхом и надеждой.

#2. Завод.

Вышел в России в октябре 2018 года. Кассовые сборы 37.6 млн рублей. 146.5 тысяч зрителей. Рейтинг КиноПоиска 7.2

Постер фильма Завод, источник КиноПоиск

Быковский Завод ждали многие. И критики и зрители. Критики оценили сносно, зрители — хорошо, но только на КиноПоиске. Массово в кино на Завод не пошли, даже несмотря на массированную рекламную компанию на федеральных телеканалах и в других СМИ. Когда стало понятно, что кино не окупится Быков выдал в Фейсбуке уже привычный покаянный пост, точнее покаянно-раздосадованный. Его разочарование понятно — фильм действительно получился неплохой, как по мне, так лучший за всю режиссерскую карьеру Юрия Быкова.

Кадр из фильма Завод, источник КиноПоиск

Бодрый такой боевик со смыслом, даже метафроры христианские есть. И точно не скучно, но что -то пошло не так. Разлюбили Быкова хипстеры и литералы, а может пожалели денег и решили качнуть потом с торрента. А может просто устали. Ведь Быков, как Ромеро, раз от раза снимает одно и тоже. Ромеро — зомби, в Быков — русскую безысходность и тлен.

#3. КЕ-ДЫ.

Вышел в России летом 2016 года. Информацию о кассовых сборах и числе зрителей найти не удалось. Рейтинг КиноПоиска 4.3.

Постер фильма КЕ-ДЫ, источник Википедия

Даже если Соловьев не снял бы ничего кроме Ассы (ну или всей своей трилогии) он все равно был бы метром и знаковым режиссером для поколения 40+. Но Сергей Александрович продолжает снимать. Только вот беда — у него нет зрителя, для молодежи его киноязык слишком сложен, а люди, которые считают Ассу шедевром ждут от него совсем другого. Повторения прошлого, его реплики. Машины времени в счастливую юность. Без поправок на на все, что случилось за прошедшие с момента выхода Ассы 30 лет.

Кадр из фильма КЕ-ДЫ, источник КиноПоиск

Соловьев же хочет оставаться актуальным. Поэтому вместо Агузаровой, Гребенщикова и Цоя теперь Баста (единственный приз фильма именно за саундтрек — Ника 2017). Именно поэтому история начинается с покупки кед — модной молодежной обуви. Именно поэтому сценарий вырос из современной прозы — блога в журнале Сноб. Вот фрагмент интервью Сергея Соловьева Аргументам Недели:

Это только на первый взгляд может показаться, что рассказик – полная хрень. О том, как призывник, уходя на службу в армию, решил купить себе самые обыкновенные кеды. Что в этом стоящего внимания? Ничего. Но меня совершенно сразил довод в его нравственном ориентире, сыгравший определяющую роль в необходимости покупки этих самых кед. Этот парень Саша решил, что никто, кроме купленных кед, не будет ждать его возвращения из армии. Без всякого юмора скажу, что кеды стали сильной мотивацией. Кеды в рассказе Геласимова по мотивации сравнимы с гоголевской «Шинелью». Точь-в-точь.

Кадр из фильма КЕ-ДЫ, источник КиноПоиск

Кроме обычной истории одного дня из жизни героя «пошёл купить кеды и вот что из этого вышло» в фильме полно вторых и третьих смыслов и метафор, это тема для отдельного поста. Думаю, что эти метафоры гораздо важнее самой истории. Субъективно, на мой вкус фильм очень хорош и фанатам Ассы стоило бы посмотреть, что сделал мастер на новом витке…

#4. Жертвоприношение.

Повторно вышел в прокат в мае 2019 года. Кассовые сборы в России 0.96 млн. Число зрителей 3.6 тыс. Рейтинг КиноПоиска 7.9.

Постер отреставрированного фильма Жертвоприношение, источник КиноПоиск

Идеальная картинка, безумно эстетская. Глубокие, продуманные кадры. Много метафор и отсылок. По ощущениям от сценария Стругатских (Ведьма) не осталось камня на камне, наверное поэтому в титрах их нет. Зато много Тарковского, не в титрах, а в этом «безумном» повествовании.

Кадр из фильма Жертвоприношение, источник КиноПоиск

Красиво, но настолько вязко, что порой перестаешь понимать что вообще происходит на экране, смотришь на этих странных людей, нарочитую игру и странные поступки и боишься запутаться в этом тумане смыслов и просто в изнеможении уснуть.

Кадр из фильма Жертвоприношение, источник КиноПоиск

Фильм оставляет противоречивое послевкусие, он безусловно запускает мыслительные процессы, но смотреть, а уж тем более понять его очень тяжело. Тяжело сложить из отдельных пазлов — намёков, сцен, метафор единую, цельную картину.

Кадр из фильма Жертвоприношение, источник КиноПоиск

«Жертвоприношение» это ещё и завещание — последняя работа режиссера. Фильм впервые вышел на экраны за несколько месяцев до смерти Андрея Тарковского, работая над ним, он знал что болен. В оригинальном сценарии Стругацких главный герой спасает не мир, а самого себя от смерти. Может Тарковский подумал что себя уже не спасти, а сделать мир немного лучше можно попытаться….

#5. Юморист.

Вышел в прокат в марте 2019 года. Кассовые сборы в России 21.7 млн. Число зрителей 77.6 тыс. Рейтинг КиноПоиска 6.6

Постер фильма Юморист, источник КиноПоиск

Это режиссерский дебют Михаила Идова (Лето, Духless2). На мой взгляд дебют не просто удачный, а мегаудачный, правда никто из друзей и знакомых так не думает)))

Кадр из фильма Юморист, источник КиноПоиск

История популярного советского артиста эстрады, который не может шутить над тем, над чем хочет, разворачивается в сложнейший вопрос взаимоотношений творца и власти. И личный выбор героев это метафора выбора интеллигенции вообще.

Кадр из фильма Юморист, источник КиноПоиск

История хороша вся, но две сцены, назовем их условно «разговор с Богом» и «баня», особенно впечатлили. Баня это прямо убийство Цезаря в сенате))) И ещё небольшой сполер — несмотря на название в этом кино почти нет шуток. Все максимально серьезно…

Поделитесь, если понравилось. Мы будем рады)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *