ДОМАШКА ПО ЛИТ-РЕ ГРУЗИМ

Платоновский фестиваль в Воронеже: провинциальное чудо столичного масштаба

Опубликовано От admin

В Воронеже с невероятным для провинции успехом уже девятый раз проходит Платоновский фестиваль искусств. Две недели, десятки концертов, спектаклей и выставок. Число зрителей — около 100 тысяч. Мы решили на пару дней сгонять в столицу Черноземья — посмотреть авангардный спектакль академического театра по книге советского классика, походить по выставкам, и рассказать о том, что это было…

Афиша недавно построенного в Воронеже Камерного театра, фото автора канала
Афиша недавно построенного в Воронеже Камерного театра, фото автора канала

День первый: Псковский авангард.

Постановка псковского театра драмы имени Пушкина «Река Потудань» наделала много шума в прошлом сезоне. И не только во Пскове. Достаточно сказать, что у этой работы молодого, но уже «широко известного в узких кругах» новосибирского режиссёра с очень сценической фамилией — Сергея Чехова в этом году целых пять номинаций на главную театральную премию — «Золотую маску«. Спектакль авангардный, но сделанный академическим театром с невероятным пиитетом к первоисточнику (одноименная повесть Андрея Платонова). Спектакль, где фрагменты текста советского классика органично сочетаются с американской эстетикой — и с картинкой и с настроением в целом.

Внутренне убранство воронежского камерного театра, фото автора канала
Внутренне убранство воронежского камерного театра, фото автора канала

«Театр начинается с вешалки» и всего остального, что встречает нас по пути в зал, в этом смысле воронежский Камерный театр (площадка, где давали «Потудань») — идеальное пространство для актуального искусства. Минималистичный дизайн — всё продумано, функционально, ничего лишнего, и при этом нет ощущения стерильности и холода — «души» добавляют детали: мягкий «теплый» свет и деревянный пол.

Перед спектаклем - зрители рассаживаются, а актёры уже на сцене, фото автора канала
Перед спектаклем — зрители рассаживаются, а актёры уже на сцене, фото автора канала

Приём, когда первые зрители входят в пустой зал, а актёры уже на сцене, не новость, но смотрится он всегда выигрышно, если оправдан логикой повествования. Здесь как раз, такой случай. Вообще, если говорить о логике, то зритель привыкший к «классике» — длинным, истеричным диалогам на грани крика, трагическому заламыванию рук и подобным изобразительно-выразительным средствам, перекочевавшим в XXI век из века XIX, так вот логики такой зритель во всём происходящем на сцене может поначалу и не разглядеть.

Трейлер спектакля «Река Потудань», источник YouTube.

Декорации минималистичны — 4 кресла, «больничная» стена, две двери по краям сцены, небольшой монитор на стене и квадратная подсвеченная ниша, в которой течёт вода — та самая платоновская река Потудань, которая то ли Стикс, то ли Смородина — эдакая купель, наполненная Живой и Мёртвой водой одновременно.

 Премьера спектакля "Река Потудань" (2018 год), фото Андрея Кокшарова, источник официальный сайт Псковского академического театра имени Пушкина
Премьера спектакля «Река Потудань» (2018 год), фото Андрея Кокшарова, источник официальный сайт Псковского академического театра имени Пушкина

Никто из актёров за спектакль не произнесёт ни слова. Только редкие, часто пугающие, звуки и почти ритуальные причитания-песни. Платоновский текст читают за кадром несколько голосов (мужские и женские), накладываясь друг на друга, уходя в эхо и в другие эффекты, словно отражая весь ментальный хаос в голове главного героя — демобилизованного после Гражданской красноармейца Никиты.

Премьера спектакля "Река Потудань" (2018 год), фото Андрея Кокшарова, источник официальный сайт Псковского академического театра имени Пушкина
Премьера спектакля «Река Потудань» (2018 год), фото Андрея Кокшарова, источник официальный сайт Псковского академического театра имени Пушкина

На сцене — причудливая, но органичная смесь традиционной драммы, аудио-визуального и физического театра. В комплексе это создаёт неожиданно сильный эффект, его подчёркивает и «картинка», построенная в стиле топовых американских хорроров, таких как «Сайлент Хилл«. Клиповой эстетики добавляет огромный глаз в маленьком мониторе — такой приём часто используют клипмейкеры. А возлюбленная Никиты студентка-медичка пришла то ли из классического Голливуда 40/50хх, то ли из современных стилизаций под него (пример — арт из «Небесного капитана и мира будущего» или образ «медсестры» из тарантиновского «Убить Билла»).

Премьера спектакля "Река Потудань" (2018 год), фото Андрея Кокшарова, источник официальный сайт Псковского академического театра имени Пушкина
Премьера спектакля «Река Потудань» (2018 год), фото Андрея Кокшарова, источник официальный сайт Псковского академического театра имени Пушкина

Пускай сравнения с американской массовой культурой не пугают — голливудский саспенс идеально подчёркивает вязкую атмосферу повести Платонова, да и вообще дух страдания, характерный для всей русской классики. Людей, которые не поняли авангардного прочтения, было немного — после спектакля зал приветствовал псковских актёров стоя и долгой овацией.

Если коротко, то и мы не пожалели, что решили сходить именно на Псков. А в репортаже о втором дне в Воронеже расскажем немного о самом городе, немного о Платовском фестивале и, конечно же, о выставках в его рамках.

Арт-объект "Платонов смотрит на нас" на Советской площади Воронежа, фото автора канала
Арт-объект «Платонов смотрит на нас» на Советской площади Воронежа, фото автора канала

Друзья, эта и другие истории об искусстве, литературе и кино читайте на Дзен-канале. Заходите, будет интересно!

Памятник Петру I, установленный в середине XIX на средства местных жителей и шпиль здания  управления ЮВЖД сталинской постройки, фото автора канала
Памятник Петру I, установленный в середине XIX на средства местных жителей и шпиль здания управления ЮВЖД сталинской постройки, фото автора канала
Поделитесь, если понравилось. Мы будем рады)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *