ДОМАШКА ПО ЛИТ-РЕ ГРУЗИМ

Платоновский фестиваль в Воронеже: провинциальное чудо столичного масштаба (часть 2)

Опубликовано От admin

В первом фестивальном репортаже рассказали об экспериментальном спектакле Псковского академического театра драмы имени Пушкина, теперь поговорим о платных и бесплатных выставках в рамках Платоновского фестиваля. Но сначала немного о самом городе. Тем более, что между культурными объектами можно и нужно ходить пешком — всё рядом и красиво.

Дореволюционный памятник Петру I в центре Воронежа, фото автора канала
Дореволюционный памятник Петру I в центре Воронежа, фото автора канала

Немного о Воронеже.

Фотография, на которой Император Пётр указывает на сталинскую звезду на шпиле управления ЮВЖД, пожалуй, максимально отражает первое впечатление от центра Воронежа. Во время войны прямо через город проходила линия фронта, и к моменту освобождения в столице Черноземья, в частности, на проспекте Революции уцелел всего один дом, а общие разрушения составили 92%.

Постер фестиваля на фоне зданий Правительства Воронежской области и Воронежского театра оперы и балета, фото автора канала
Постер фестиваля на фоне зданий Правительства Воронежской области и Воронежского театра оперы и балета, фото автора канала

Естественно, что вся историческая часть города выстроена заново после войны в стиле сталинского ампира (похожая ситуация была в разрушенном Минске), восстановленные старые дореволюционные дома только подчёркивают масштаб перестройки города и замыслы советских архитекторов — широкие, прямые улицы и величественные, как корабли петровского флота, стремящиеся вверх дома. Ходить между ними приятно, но порой надо смотреть вверх или под ноги — поддерживать все исторические здания в образцовом порядке не получается. Получается вешать ленты и таблички.

Историческое здание Театра оперы и балета в центре города, фото автора канала
Историческое здание Театра оперы и балета в центре города, фото автора канала

Коротко о фестивале.

От наплыва пользователей сайт фестиваля «ложится» каждый год в момент старта предварительных продаж билетов. Начинаются они за четыре месяца до самого фестиваля. Всё глючит, народ бесится, но продолжает заполнять веб-формы и пытаться купить. Многие театралы (как на южный отпуск) копят весь год со своих мизерных зарплат на фестиваль. Настолько велик интерес к событию и в городе-миллионнике Воронеже и соседних (не чета Воронежу) бедных на настоящие культурные события регионах Черноземья. Приезжают гости и из набалованных театром и выставками обеих российских столиц и даже из-за границы.

Арт-пространство в Воронежском Камерном театре, фото автора канала
Арт-пространство в Воронежском Камерном театре, фото автора канала

Начиналось всё в 2011 году, с идеи режиссёра Михаила Бычкова, сделать театральный фестиваль, через несколько лет к нему прикрутили музыку (в том числе этническую), выставки и литературу. Теперь для списка всех отечественных и зарубежных музыкальных, театральных и других звёзд, посетивших Платоновский, не хватит и целой статьи. В этом году в программе больше тысячи участников из почти 20 стран, и примерно 100К зрителей.

Одна из площадок фестиваля - Воронежский концертный зал, фото автора канала
Одна из площадок фестиваля — Воронежский концертный зал, фото автора канала

Какие арт-объекты и выставки можно обойти за день.

В рамках фестиваля искусств за две недели проходит масса платных и бесплатных (!!!) выставок. Они не обязательно посвящены самому Платонову, они о его времени, современниках или просто близки по духу его творчеству. Отличительная черта всех локаций — театры, галереи, концертные залы и арт-пространства находятся в пешей доступности.

Постер фестиваля на здании выставочного зала Воронежской организации Союза художников
Постер фестиваля на здании выставочного зала Воронежской организации Союза художников

#1. Великий Эрьзя.

Степан Эрьзя — современник Платонова и близкий ему по мировоззрению человек. И он действительно велик: талантливый художник-модернист, ваятель, сначала ставший одним из ведущих ленинских пропагандистов (при этом он продолжал воссоздавать в работах библейские сюжеты) , затем кардинально разошедшийся с большевиками во взглядах на искусство и революцию вообще. Настолько, что этот склонный к авантюризму творец уехал в прямом смысле на другой конец Света — в далёкую Аргентину. Там Степан Дмитриевич несколько раз уже в почтенном возрасте посещал глухую амазонскую сельву — джунгли, к которым и сейчас не все местные горожане рискуют приближаться.

Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефёдов), портрет неизвестного аргентинского художника, источник Википедия
Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефёдов), портрет неизвестного аргентинского художника, источник Википедия

В джунглях Эрьзя открыл для себя новый материал — кебрачо. Скульптуры из него присутствуют на выставке. А ещё он изучал жизнь коренных народов Аргентины. И как художник и как представитель малого мордовского этноса Эрзя, самоназвание которого сделал своим творческим псевдонимом. Удивительный творец под конец жизни затосковал по Родине настолько, что решил на свой страх и риск вернуться, да не один, а со всей своей коллекцией, потянувшей на полторы сотни тонн. Владельцем одной из крупнейших коллекций работ Эрьзи является Мордовский республиканский музейизобразительных искусств его имени. Скульптуры из фондов музея и выставлены в зале Союза художников в Воронеже. Снимать нельзя, поэтому фотки только снаружи, но ещё можно успеть посмотреть — экспозиция закроется только в конце месяца.

Арт-объект "Платонов смотрит на нас" на Советской площади Воронежа, фото автора канала
Арт-объект «Платонов смотрит на нас» на Советской площади Воронежа, фото автора канала

#2. Платонов смотрит на нас.

Уличный объект работы известного московского муралиста (человека, создающего монументальные изображения на городских объектах) и дизайнера, представителя актуального искусства Артёма Стефанова. Как создавали многослойную объёмную инсталляцию, можно почитать здесь.

Арт-объект "Платонов смотрит на нас" на Советской площади Воронежа, фото автора канала
Арт-объект «Платонов смотрит на нас» на Советской площади Воронежа, фото автора канала

По собственному опыту — для того, чтобы разглядеть именно лицо писателя, а не просто причудливую геометрию, нужно подобрать точку обзора. Для хипстеров-любителей современного искусства там же на Советской площади Мегафон установил павильон где, пока заряжается телефон, можно посмотреть как монтировали инсталляцию.

Павильон партнёра фестиваля на Советской площади Воронежа, фото автора канала
Павильон партнёра фестиваля на Советской площади Воронежа, фото автора канала

#3.Штурм лабиринта.

Ещё один пример удачного партнёрства с бизнесом. Видеовыставка «Штурм лабиринта» располагалась в известном всем воронежцам огромном ТРЦ «Галерея Чижова«.

Инсталляция у входа в "Лабиринт", фото автора канала
Инсталляция у входа в «Лабиринт», фото автора канала

«Штурм лабиринта» это не только намёк на античную мифологию (а выставка в полутьме действительно похожа на Лабиринт Минотавра), это ещё и название одной из поздних книг Андрея Платонова.

3D видео-инсталляция на выставке "Штурм Лабиринта", фото автора канала
3D видео-инсталляция на выставке «Штурм Лабиринта», фото автора канала

Всего в «Галерее Чижова» показывали 9 видео-арт работ, в основном из Музея современного искусства (Москва). Все они перекликаются с платоновским настроением, а «Чевенгур» это такое современное и довольно страшное прочтение его одноимённого романа.

Кадр из видео-работы Михаила Максимова "Чевенгур", фото автора канала
Кадр из видео-работы Михаила Максимова «Чевенгур», фото автора канала

Видео разное по хронометражу, настроению и авторскому замыслу, самая, пожалуй, простая и понятная история — «Как хорошо, что мы не умерли в 90-е» Шифры Каждан. Руки извлекают из найденной где-то старой коробки с лошадкой вещи из «лихих 90-х» — уже бесполезные советские деньги, фенечки, значки с Цоем, игрушечных солдатиков. Наверное, у каждого, кто застал это время, есть такая коробка с воспоминаниями.

Кадр из работы Шифры Каждан "Как хорошо, что мы не умерли в 90е", фото автора канала.
Кадр из работы Шифры Каждан «Как хорошо, что мы не умерли в 90е», фото автора канала.

Для Платоновского фестиваля такая видео-выставка это очередной эксперимент с актуальным искусством. И, как оказалось, зрители к нему готовы — их привлекли и горящие буквы слова «Любовь», и написанные семечками картины (их в кадре клюют птицы) и более сложночитаемые и абстрактные видео.

Посетительница выставки "Штурм лабиринта", Gif-коллаж автора канала
Посетительница выставки «Штурм лабиринта», Gif-коллаж автора канала

#4 и #5. Живопись и фотография в музее имени Крамского.

Сразу две выставки в одном месте и по скромной, демократичной цене 200 рублей за обе (остальные в нашем обзоре со свободным входом). На первом этаже музея выставлены картины из собрания Государственного Русского музея. Это работы членов питерского объединения 20-х годов «Круг художников». В разное время его членами были около 50 ленинградских живописцев.

Картина Израиля Лизака "Утопленница" (из серии "Улица капиталистического труда") в музее Крамского в Воронеже, Государственный Русский музей, фото автора канала
Картина Израиля Лизака «Утопленница» (из серии «Улица капиталистического труда») в музее Крамского в Воронеже, Государственный Русский музей, фото автора канала

Картины, а их в Воронеж из Санкт-Петербурга приехало около 50-ти, разные по технике исполнения и стилю. Объединяет их одно — новая идеология, новое пролетарское отношение к искусству. Причём авторы совершенно искренне, не за страх, а за совесть, поддерживали советскую власть, верили в преображение человека труда.

Картина Петра Осолодкова"Матросы" в музее Крамского в Воронеже, Государственный Русский музей, фото автора канала
Картина Петра Осолодкова»Матросы» в музее Крамского в Воронеже, Государственный Русский музей, фото автора канала

На втором этаже — фотовыставка «Гении в мастерских. Закулисье Парижской арт-сцены». Это копии фотографий знаменитого Мишеля Сима (Михаил Змаевский), предоставленные швейцарской Галереей Фишера. Мишель, он же Михаил, был скульптором, дружил с несметным числом ярчайших представителей Парижской арт-богемы, был вхож в святая святых художников и скульпторов — их мастерские. Что позволило ему за десятилетие наделать массу крутейших «говорящих» портретов в интерьере — среди его «моделей» для съёмок — Пикассо, Матисс, Кокто, Ле Корбюзье, Шагал и другие. В конечном счёте именно благодаря им (а не скульптуре), Сима совершено заслуженно и стал известным.

Посетитель фотовыставки Мишеля Сима в музее Крамского в Воронеже, фото автора канала
Посетитель фотовыставки Мишеля Сима в музее Крамского в Воронеже, фото автора канала

Обе выставки будут работать и после закрытия Платоновского фестиваля, до конца июня.

Кто такой Андрей Платонов.

Если вы вдруг запамятовали или не знали (вряд ли, конечно, такое возможно), то Андрей Платонов это известный советский, скорее даже русский писатель, сценарист, драматург и журналист. У него великолепное чувство юмора и узнаваемый с первых слов, вязкий, затягивающий язык, который многие критики называют «шершавым». В 30-е годы творчество Платонова («Впрок») резко осудил Вождь Народов, и даже поручил Горькому перевоспитать коллегу. Как прошло перевоспитание неизвестно, но Платонов не попал под репрессии (посадили сына), но его творчество было почти под негласным запретом.

Памятник Андрею Платонову в Воронеже, фото автора канала
Памятник Андрею Платонову в Воронеже, фото автора канала

Вторая волна известности пришла к нему в годы перестройки, когда Горбачёв немного «раскрутил гайки» и не всегда удобная для власти проза Платонова вновь стала публиковаться. Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) родился и долгое время жил в Воронеже. Здесь же написаны его главные произведения — «Чевенгур» и «Котлован».

Постер фестиваля в центре Воронежа, фото автора канала
Постер фестиваля в центре Воронежа, фото автора канала

Друзья, эта и другие истории об искусстве, литературе и кино читайте на Дзен-канале. Заходите, будет интересно!


Поделитесь, если понравилось. Мы будем рады)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *