ДОМАШКА ПО ЛИТ-РЕ ГРУЗИМ

Впереди планеты всей: толерантность и феминизм в советском кино

Опубликовано От admin

Идея написать этот шуточный пост родилась после нескольких последних новостей из мира кино: «Русалочка» теперь черная, агент 007 тоже чёрный и это женщина (комбо), в новой «Маске» главным героем тоже станет женщина, как и в «Человеке-невидимке«. Посмотрев на всё это великолепие, решили вспомнить как дело с гендерным и рассовым равенством обстояло в советском кино.

Кадр из фильма ,"Максимка", источник YouTube
Кадр из фильма ,»Максимка», источник YouTube

#1.»Максимка».

Вышел на экраны СССР в феврале 1953 года. Рейтинг КиноПоиска — 7.7,  IMDb —7.3.

Постер фильма "Максимка", источник КиноПоиск
Постер фильма «Максимка», источник КиноПоиск

История чернокожего мальчика Максимки, которого после крушения американского судна с рабами, спасли русские моряки, имя негритёнкупридумали тоже они. Важнонегритёнок в русской культуре это не ругательство, а обозначение ребенка мужского пола негроидной рассы. Негроидная расса это тоже не оскорбление, а научный термин)

Кадр из фильма "Максимка", источник скриншот YouTube
Кадр из фильма «Максимка», источник скриншот YouTube

Фильм снят по «Морским рассказам» отставного офицера российского императорского военного флота, известного публициста и писателя XIX века Константина Станюковича.

Кадр из фильма "Максимка", источник скриншот YouTube
Кадр из фильма «Максимка», источник скриншот YouTube

По сюжету действие происходит в 1864 году, когда в России рабство (крепостное право) уже отменили, а Америке ещё нет. Моряки поначалу отнеслись к спасённому мальчику настороженно, но потом приняли его, а матрос Лучкин стал ему практически отцом. В финале мальчик спасает Лучкина и становится юнгой корвета «Богатырь» российского военно-морского флота.

Кадр из фильма "Максимка, источник скриншот YouTube
Кадр из фильма «Максимка, источник скриншот YouTube

Судьба самого «Максимки» — архангельского школьника Толи Бовыкина сложилась не так удачно. Его отец чернокожий американец, матрос арктических конвоев погиб ещё до рождения сына. А сам Толя не дожил до совершеннолетия — умер от травмы головы, полученной в результате шалости.

#2.»Москва слезам не верит».

Вышел на экраны СССР в декабре 1979 года. Рейтинг КиноПоиска — 8.4IMDb —8.1.

Постер фильма "Москва слезам не верит", источник КиноПоиск
Постер фильма «Москва слезам не верит», источник КиноПоиск

Время переходить к гендерному равенству и феменизму — «Москва слезам не верит» прямо образец всего этого. Три сильные женщины в мире слабых мужчин. «Секс в большом городе«, только на 20 лет раньше!

Кадр из фильма "Москва слезам не верит" источник скриншот IMDb
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» источник скриншот IMDb

Даже «скрепная«, скромная и боязливая хранительница домашнего очага Тоня (Раиса Рязанова) в момент посиделок на даче выдаёт эпический глубины фразу:

«Хорошего мужика самой надо делать, а не готовым получать«.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит" источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» источник КиноПоиск

Главная героиня Катерина, самая успешная из подруг — это вообще классическая селф-мейд-вумен. Работает, учится в химико-технологическом институте, одна воспитывает дочь. От штамповщицы самостоятельно прокачивается до директора крупного комбината.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит" источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» источник КиноПоиск

Мужики Екатерины — маменькин сыночек Родион/Рудольф и Володя,боящийся тёщу до полусмерти, ничего кроме жалости не вызывают. У подруг примерно таже история — подкоблучник Николай с «комком нервов» вместо живота и спившийся футболист Сергей.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит", источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», источник КиноПоиск

Даже уверенный в себе Гоша, он же Жора, он же Гога — герой АлексеяБаталова, ужасно расстраивается, когда узнаёт, что Катя — руководитель и зарабатывает больше него. Расстраивается типично по-русски — запивая водку пивом. А как ещё в 70-х примириться со сменой социальных ролей?!

Кадр из фильма "Москва слезам не верит", источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», источник КиноПоиск

В итоге, как вы знаете, разум всё же побеждает: два сильных человека Жора и Катя пытаются принять друг друга целиком, без ожиданий и иллюзий, без удобных переделок под себя.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит", источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Москва слезам не верит», источник КиноПоиск

#3.»Комиссар».

Вышел на экраны СССР в июлю 1987 года (производство запрещено в 1967). Рейтинг КиноПоиска — 7.9IMDb —7.6.

Постер фильма "Комиссар", источник скриншот IMDb
Постер фильма «Комиссар», источник скриншот IMDb

Единственный художественный фильм писателя, литературоведа и режиссёра Александра Аскольдова, 20 лет пролежал на полке и едва не сломал жизнь самому автору. И не удивительно — даже для 80-х это было ту мач, не то, что для конца Оттепели))

Кадр из фильма "Комиссар", источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Комиссар», источник КиноПоиск

«Комиссар» снят во рассказу Василия Гроссмана «В городе Бердичеве«. Это, к слову, родной город писателя. Действие происходит во время гражданской войны. В роли железобетонного комиссара Клавдии Вавиловой — потрясающая Нонна Мордюкова.

Кадр из фильма "Комиссар", источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Комиссар», источник КиноПоиск

Мужчина Клавдии — красный командир погиб, но война продолжается, Вавилова собирается мстить за него белым. Но есть одно временное препятствие — суровый комиссар глубоко беременна.

Кадр из фильма "Комиссар", источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Комиссар», источник КиноПоиск

На время перед родами она селится в уездном городе в большой еврейский семье (глава семейства — Ролан Быков) и заново учится быть женщиной.

Кадр из фильма "Комиссар", источник скриншот IMDb
Кадр из фильма «Комиссар», источник скриншот IMDb

Один из лучших фильмов советского кинематографа, с потрясающими актёрами, великолепным юмором и со слезами на глазах.

#4.»Сказ про то, как царь Пётр арапа женил».

Вышел на экраны СССР в декабре 1976 года. Рейтинг КиноПоиска — 7.7IMDb —7.3.

Постер фильма "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил", источник скриншот IMDb
Постер фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», источник скриншот IMDb

Александр Митта сделал шуточную экранизацию романа Пушкина, который тот писал о своём чёрном предке — Ибрагиме Ганнибале. Это реальный человек, крестник Императора, царедворец и государственный деятель. Вот она рассовая толерантность в России-матушке!

Кадр из фильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», источник КиноПоиск

Как по мне, то Высоцкий на негра, даже в гриме, совсем не похож, да и грим какой-то очень странный. Но об этом забываешь минут через пять просмотра — великолепные актеры и смешные сценарные повороты всё сглаживают.

Кадр из фильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», источник КиноПоиск

Я вот сейчас подумал, если чёрного играет белый, притворяясь чёрным,это расизм или наоборот нет?! Вопрос риторический…

Кадр из фильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», источник КиноПоиск

Возвращаясь к фильму — добротная советская комедия со всеми элементами петровской эпохи: новыми кораблями, «окном в Европу», новогодними фейерверками и балами. И межрасовыми отношениями до кучи))

#5.»Служебный роман».

Вышел на экраны СССР в октябре 1977 года. Рейтинг КиноПоиска — 8.3IMDb —8.4.

Постер фильма "Служебный роман", источник КиноПоиск
Постер фильма «Служебный роман», источник КиноПоиск

Прямо классическая инверсия социальных ролей: с одной стороны — одинокая, успешная женщина-руководитель, с другой — «брошенка» и «разведёнка«, воспитывающий двух детей, забитый жизнью отец. Обычно всё наоборот, не правда ли?!

Кадр из фильма "Служебный роман", источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Служебный роман», источник КиноПоиск

Снова — сильные женщины и слабые, женоподобные мужчины, в том числе и на первый взгляд успешный Самохвалов (герой Басилашвили), который вместо решительного мужского разговора просто предаёт свою институтскую любовь. На фоне всего этого паноптикума даже «не особо секси», но честный и открытый Новосельцев выглядит королём и «самцом-доминантом».

Кадр из фильма "Служебный роман", источник скриншот IMDb
Кадр из фильма «Служебный роман», источник скриншот IMDb

Собственно говоря, рассказывать больше нечего — сценарий фильма все и так знают наизусть. Просто редко кто смотрит на советскуюкиноклассику сквозь призму нынешних реалий.

Кадр из фильма "Служебный роман", источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Служебный роман», источник КиноПоиск

Удивительно и то, что Голливуд, к такому равенству полов пришел как минимум, на десятилетие, а то и на несколько десятилетий позже, чем наш застойный, социалистический кинематограф. А мейнстримом на Западе это вообще стало только в последние пару лет.

Другие интересные публикации нашего Дзен-канала:

«Колымские рассказы» Ирины Муравьёвой: лучшие фильмы Самой обаятельной и привлекательной

5 неожиданно хороших русских фильмов (ч.5)

Что автор хотел сказать своим произведением? 5 русских фильмов, которые никто не понял (ч.3)

3 «молодёжных» сериала, которые больше подходят взрослым (ч.2)

Друзья, эта и другие истории о кино, музыке и сериалах на нашем Дзен-канале. Заходите, будет интересно!

Поделитесь, если понравилось. Мы будем рады)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *