ДОМАШКА ПО ЛИТ-РЕ ГРУЗИМ

5 лучших советских научно-фантастических фильмов (ч.2.)

Опубликовано От admin
Кадр фильма "Дознание пилота Пиркса", источник IMDb.com
Кадр фильма «Дознание пилота Пиркса», источник IMDb.com

Это уже вторая подборка советских фантастических фильмов (первая тут). Это ни в коем случае не рейтинг и не топ, мы не оцениваем и не сравниваем фильмы, это просто подборка достойной фантастики. И ещё одно важное дополнение — мы не включили сюда детские и юношеские фильмы, такие как «Москва-Кассиопея» или ленты о приключениях девочки с Земли Алисы Селезнёвой. О них будет отдельный пост, а пока переходим к «взрослому» sci-fi.

1.»Сталкер».

Вышел на экраны СССР в мае 1980 года. Рейтинг КиноПоиска — 8.1, IMDb —8.2.

Постер фильма "Сталкер", источник КиноПоиск
Постер фильма «Сталкер», источник КиноПоиск

«Сталкер» это экранизация «Пикника на обочине» Бориса и Аркадия Стругацких. Сценарий по просьбе режиссёра ленты Андрея Тарковского написан ими же. Но изначально Тарковский хотел снимать, вообще, без готового сценария — эдакий фильм-настроение очень сильно по мотивам… Об этом рассказал Андрей Васильев, бывший главред «Коммерсанта» и хороший знакомый одного из операторов картины Георгия Рерберга. По его словам, именно Рерберг убедил находящегося в больнице Тарковского наконец прекратить ассоциативные эксперименты и начать работать по сценарию (написано около десятка вариантов).

Кадр из фильма "Сталкер", источник КиноПоиск
Кадр из фильма «Сталкер», источник КиноПоиск

Так это или нет — неизвестно, но финальную версию фильма стали снимать именно после этого разговора. И с третьего раза всё наконец получилось, но сделал это уже другой оператор. Двумя первыми попытками Андрей Тарковский оказался недоволен и, по словам Васильева, именно с подачи режиссёра дорогостоящая и дефицитная пленка Kodak была намеренно испорчена, чтобы появилась возможность переснимать. «Сталкера» в кино посмотрели более 4 миллионов советских зрителей — по меркам СССР весьма скромный показатель, с другой стороны, сейчас авторское кино о таких цифрах может только мечтать. А ещё лента удостоена одного из призов Каннского фестиваля.

2. «Дознание пилота Пиркса»/Test pilota Pirxa.

Вышел на экраны СССР в июле 1980 года. Рейтинг КиноПоиска — 7.0, IMDb —6.5.

Постер фильма "Дознание пилота Пиркса", источник КиноПоиск
Постер фильма «Дознание пилота Пиркса», источник КиноПоиск

«Дознание пилота Пиркса» — удивительный пример международного сотрудничества. Фильм снимали в нескольких локациях в СССР, в Польше, в Югославии, во Франции и даже в Соединённых Штатах, что для советского кино огромнейшая редкость. Да, собственно, наших кинематографистов в конце 70-х туда вряд ли бы отпустили, а вот поляков — пожалуйста, фильм-то совместный. В фильме кроме других прелестей западной жизни появляется даже культовый автомобиль Ford Mustang. Но этом так, лирическое отступление.

Кадр фильма "Дознание пилота Пиркса", источник IMDb.com
Кадр фильма «Дознание пилота Пиркса», источник IMDb.com

Литературная основа ленты — повесть «Дознание» польского фантастического классика Станислава Лема. Действие происходит в далёком будущем, когда роботы практически неотличимы от людей, а человечеству доступны регулярные космические полёты в пределах Солнечной системы. Командир корабля «Голиаф» Пиркс участвует в экспериментальной миссии, её цель не только доставить исследовательские зонды к Сатурну, но и проверить взаимодействие людей и киборгов в составе экипажа. Эксперимент едва не заканчивается для его участников трагедией.

3. «Собачье сердце».

Вышел на телеэкраны СССР в ноябре 1988 года. Рейтинг КиноПоиска — 8.3, IMDb —8.8.

Постер фильма "Собачье сердце", источник КиноПоиск
Постер фильма «Собачье сердце», источник КиноПоиск

Да, «Собачье сердце» это фантастика, самая настоящая научная фантастика! Раньше об этом не задумывался, пока один из читателей не оставил комментарий под постом о sci-fi. Естественно, что в книге Михаила Афанасьевича Булгакова есть гораздо больше — и драма, и острая, едкая политическая сатира, и осмысление глубоких этических проблемы. Сразу несколько смысловых пластов. Среди которых присутствуют и формальные признаки фантастики.

Кадр из фильма "Собачье сердце", источник IMDb.com
Кадр из фильма «Собачье сердце», источник IMDb.com

Профессор Преображенский (Евгений Евстигнеев) — светило мировой науки, настолько ценнен для новой власти, что его не стали уплотнять и позволили вести почти прежнюю жизнь. Филипп Филиппович вместе со своим ассистентом доктором Иваном Борменталем (Борис Плотников) проводят революционную хирургическую операцию — пересаживают спасённому профессором на морозе псу Шарику гипофиз и тестикулы Клима Чугункина, рецидивиста, душа которого отправилась в последний путь прямо от пивняка, а тело таким неожиданным образом сослужило последнюю службу науке.

Кадр из фильма "Собачье сердце", источник kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Собачье сердце», источник kino-teatr.ru

Обновленный и прокаченый чужим гипофизом Шарик вроде удачно социализируется, превращается в советского гражданина-пролетария Полиграфа Полиграфовича Шарикова (гениально сыграл Владимир Толоконников). Он лихоиграет «Яблочко» на балалайкерассуждает о вопросах мировой политики, продвигается по службе и даже подумывает о женитьбе, ему ведь не только мозг пересадили))) Но почему-то результаты эксперимента всё больше расстраивают седовласого профессора…

4. «Человек-невидимка».

Вышел на экраны СССР в феврале 1985 года. Рейтинг КиноПоиска — 6.4, IMDb —5.8.

Постер фильма "Человек-невидимка", источник КиноПоиск
Постер фильма «Человек-невидимка», источник КиноПоиск

Ещё одна экранизация в сегодняшней подборке — на этот раз классического романа британского фантаста Герберта Уэллса. Правда, советские сценаристы его изрядно переосмыслили, точнее сделали инверсию — Джонатан Гриффин (в исполнении Андрея Харитонова) из главного злодея превращается в главного положительного героя и жертву обстоятельств. А злыднем, мечтающем о мировом господстве, в советской варианте Уэллса стал университетский друг Гриффина — доктор Кемп. Бомжа Томаса по фамилии Марвел, который украл записи учёного, исполнил Леонид Куравлёв. Ещё в отечественной экранизации появились полноценная любовная линия, на которую в книге есть лишь микроскопический намёк.

Кадр из фильма фильма "Человек-невидимка", источник kino-teatr.ru
Кадр из фильма фильма «Человек-невидимка», источник kino-teatr.ru

Исполнитель главной роли, звезда 80-х Андрей Харитонов («Овод«, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты«, умер летом 2019 года) в одном из своих интервью сравнивал спецэффекты в ленте с «кукольным театром». Однако актёр отмечал, что популярность и кассовые сборы у фильма были настолько высокие, что актёрам выплатили дополнительную премию.

«Мне рассказывали ребята, которым сейчас тридцать, что в детстве они пешком ходили в соседнюю деревню каждый день, чтобы «Человека-невидимку» посмотреть», — Андрей Харитонов, интервью 2004 года.

5.»Планета бурь».

Вышел на экраны СССР в апреле 1962 года. Рейтинг КиноПоиска — 7.2, IMDb —6.5.

Постер фильма "Планета бурь", источник КиноПоиск
Постер фильма «Планета бурь», источник КиноПоиск

Революционный для начала 60-х фильм. Один из немногих случаев, когда отечественное кино не пыталось повторить новшества западной индустрии развлечений, а, наоборот, безо всякой иронии оказалось впереди планеты всей и оказало значительное им влияние на европейскую фантастику и Голливуд. Но об этом немного позже. Для начала о литературной основе киноленты. Соавтором сценария был идеологически правильный советский фантаст Александр Казанцев. Может, поэтому написанные им диалоги современного человека порой обескураживают — столько коммунистического пафоса вынесет не каждый. И дело даже не в самой идеологии, ничего необычного в её присутствии как раз нет, дело именно в по-детски наивной и какой-то примитивно/задорной её подаче.

Кадр из фильма "Планета бурь", источник kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Планета бурь», источник kino-teatr.ru

К счастью, большую часть экранного времени ленты популяризатора науки и научной фантастики Павла Клушанцева всё же занимают космические приключения. Сначала это полёт совместной советско/американской экспедиции к Венере, а затем и полное неожиданностей исследование самой планеты. Тут и космические корабли , и антигравитационный вездеход, и обезумевший робот, и морские глубины, и вулкан с лавой, и динозавры и погибшая древняя цивилизация.

Кадр из фильма "Планета бурь", источник kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Планета бурь», источник kino-teatr.ru

Теперь о влиянии на мировой кинематограф. Такие титаны, как Стэнли Кубрик и Джордж Лукас не скрывали, что «подсмотрели» некоторые свои кино-фишки именно в фильме Павла Клушанцева. Но это даже не самое интересное: в 60-е фильм дважды перемонтирован (с досъёмкой) и дважды показан в США под разными названиями — «Путешествие на доисторическую планету» и «Путешествие на планету доисторических женщин«.

Если понравилась статья, то пожалуйста подписывайтесь на наш канал. Другие интересные публикации:

Поделитесь, если понравилось. Мы будем рады)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *